Урок географии

Технологическачя карта урока географии 
для 8 класса по теме "Часовые пояса"


Организационная структура урока

1-й этап.  Организационный момент (1 минута)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок.

-  Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.  

Дети  приветствуют учителя.

 

Личностные: мотивация к обучению и познавательной деятельности.

2-й этап.  Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к усвоению нового материала (4 минуты)

Фронтальный опрос:

Что такое государственная граница?

Дайте определение морских границ.

Со сколькими странами мира Россия граничит по суше? Перечислите их.

С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

С какими государствами Россия граничит только по морю?

Покажите на карте все граничащие государства России.

Вспоминают ранее изученный материал, дают ответы на вопросы.

 

Познавательные: сравнение и обобщение.

Регулятивные: контроль и коррекция.

3-й этап.  Создание проблемной ситуации (5 минут)

Ребята, давайте вспомним:

1.     В каких двух основных движениях участвует Земля?

2.     В каком направлении происходит суточное вращение Земли?

3.     Что является следствиями движений Земли?

Ребята, как вы уже знаете, площадь нашей страны самая большая и протяженность с запада на восток составляет более 9000 км. В Краснодаре сейчас день, а на Дальнем Востоке уже наступил вечер. Краснодарцы друг другу желают доброго дня, а в то же самое время жители Владивостока готовятся ко сну.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Какая тема нашего исследования?

 

Как выдумаете, сколько часовых поясов должно быть выделено в России на основе особенностей ее географического положения?

Вспоминают, отвечают на вопросы:

1.     Суточное (осевое) и годовое (орбитальное).

2.     С запада на восток.

3.     Смена дня и ночи, времен года.

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения, смотрят в учебник для точного определения темы «Часовые пояса».

Затрудняются ответить, пока не могут выделить определенное количество часовых поясов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения, речевых высказываний.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

4-й этап. Целеполагание (5 минут)

Слайд 1. Тема нашего занятия «Часовые пояса».

Постичь необъятность  пространств России, обозреть страну, что раскинулась почти на всю ширину полушария, поможет нам понимание разницы во времени на территории России.

Вступая в диалог с учащимися, учитель подводит их к формулировке целей урока. Слайд 2.

         

Записывают тему в тетрадь.

 

 

 

 
Учащиеся формулируют цели и задачи урока:
·        Узнать, почему в различных точках России разное время;
·        Понять, что такое часовой пояс и часовая зона;
·        Выяснить, чем отличается местное время от декретного;
·        Научиться исчислять поясное время;
·        Узнать, где на Земле начинаются новые сутки.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения, речевых высказываний.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

5-й этап. Открытие нового знания (изучение новой темы) (12 минут)

Слайд 3.Солнечное время в точках, расположенных на одном меридиане, называют местным (астрономическим). Полный оборот вокруг своей оси на 360ºЗемля совершает за 24 часа. За каждые 4 минуты земной шар поворачивается на 1º,  1 час = 15º

Слайд 4. Часовой пояс – это ограниченная двумя меридианами часть земного шара, в пределах которой время суток одинаково.

Время в границах одного часового пояса называется поясным. Номера часовых поясов изменяются с запада на восток, а поясное время изменяется ровно на 1 час.

Слайд 5. Часовая зона – участок земной поверхности, на котором в соответствии с законом установлено определенное время.

Территория России расположена в 11 часовых поясах и 11часовых зонах.

Слайд 6. Задача: Сколько часов во Владивостоке, когда в Москве 10ч?

Решение: на карте видим, что Москва находится во 2-й, а Владивосток в 9-й часовой зоне. Разница поясного времени этих городов равна 7 ч (9-2=7). Т.к. Владивосток расположен восточнее Москвы, то 10ч московского времени соответствует 17ч во Владивостоке (10+7=17).

Слайд 7. Декретное время – это время на 1 час вперед по сравнению с поясным.

Слайд 8. Меридиан 180º принято называть линией перемены дат. На нем с полуночи начинаются новые сутки.

Анализируют слайды презентации и текст учебника, фиксируют в тетради опорный конспект.

Познавательные: информационный поиск.

 

6-й этап. Применение нового знания (закрепление) (10 минут)

Предлагает выполнить практическую работу.

Ученики получают карточки с заданиями (на обратной стороне прописаны упражнения для глаз).

Карточка №1.

Самолет вылетел в 8ч из Ростова-на-Дону (2-й часовой пояс) в Якутск (8-й часовой пояс). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в полете 5ч?

Карточка № 2.

Сколько времени (с учетом декретного) будет в Новосибирске (5-й часовой пояс), если в Лондоне полночь?

Карточка № 3.

Сколько времени в Омске (5-й часовой пояс), когда в Ставрополе (2-й часовой пояс) 14ч?

Карточка №4.

Сколько времени  (с учетом декретного) будет в Мурманске (2-й часовой пояс), когда в Лондоне 12ч дня?

Карточка №5.

Сколько времени будет в Краснодаре (2-й часовой пояс), когда в Красноярске (6-й часовой пояс) 21ч?

Карточка №6.

18 июня судно отплыло из Находки, пробыло в пути 6 суток. Какого числа судно приплыло в Лос-Анджелес?

 После того, как ученики справятся с заданием и сделают упражнения для глаз, учитель организует проверку результатов и их обсуждение.

Выполняют практическую работу, поделившись на группы. Когда группа справляется с заданием, обменивается карточкой с остальными группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для глаз: закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками на запад (влево), на север (вверх), на восток (вправо), на юг (вниз). Повторите 5 раз, затем вращайте глазными яблоками в обратном направлении.

Формулируют выводы.

Познавательные логические: нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные: согласование действий с партнером, планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: контроль и коррекция.

7-й этап. Рефлексия (2 минуты)

Предлагает вспомнить тему, цели, задачи и проблемный вопрос урока; подводит итог работы.

Скажите, что было на уроке интересно, что было трудно, понравилась ли вам работа в группах?

Формируют свой конечный результат работы на уроке, дают точный ответ на проблемный вопрос: «Территория России расположена в 11 часовых поясах».

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: самооценка результатов деятельности.

 

8-й этап. Домашнее задание (1минута)

Диктует домашнее задание.

 

Ребята, спасибо вам за хорошую работу! Тема «Часовые зоны» успешно усвоена.

Выставляет в журнал оценки, полученные за урок.

Записывают домашнее задание:

§6, выполнить в тетради итоговые задания с. 42-44

 

 

4 комментария:

  1. С Марией Сергеевной, моя дочь ещё больше полюбила географию. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогая Мария Сергеевна, даже несмотря на большую ежедневную нагрузку и прочие тяготы педагогического труда желаю что бы у вас всегда был повод по-настоящему счастливо УЛЫБНУЛСЯ!!!

    ОтветитьУдалить